Выбор региона

Выберите ваш регион из списка или найдите по поиску

подтвердить

Дальнейшее развитие автомобильной магистрали

Летом Совнарком принял постановление о реконструкции  автомобильной  дороги Москва-Харьков-Симферополь- Ялта в период 1945–1950 годов. Очень пригодились довоенный план  модернизации,  трофейная  техника («студебеккеры» и  «форды» повышенной проходимости), а также  труд вольно-наемных и военнопленных.  В результате проезжая часть была расширена до семи метров, положен  слой асфальта,  деревянные сооружения заменены  на  бетонные и  железобетонные.

Постепенно стал меняться и пейзаж вокруг дороги: началось масштабное благоустройство и оформление дороги новыми знаками, элементами малой архитектуры, зелеными  насаждениями. Вдоль трассы выросли  станции техобслуживания, бензоколонки, гостиницы. Реконструкция завершилась досрочно в 1949 году и была отмечена автопробегом колонны автобусов Москва-Симферополь-Москва. В 1950 году Управление автодороги Москва-Харьков было переведено в Орел, а с 1954 года  передислоцировано на улицу Комсомольскую,  д. 15. Последующие годы отмечены строительством   радиальных автодорог. Одна из них построена в результате казуса. Так, по  волюнтаристскому  решению Н.С.  Хрущева трасса  Киев-Москва должна была непременно пройти через его родное село.  В результате  тяжелейшего строительства  через  возвышенности, овраги и балки, поля и болота родилась бетонная  дорога Тросна-Лемеши (в настоящее время Тросна-Ка- линовка). Согласно государственному плану была построена новая дорога Курск-Воронеж. Эти дороги вошли в общее хозяйство Управления. По мере роста экономики страны и благосостояния граждан прежние параметры дороги перестали устраивать ее пользователей. Необходимо было думать о новой реконструкции, безопасности движения,  коренном организационном  преобразовании дорожного хозяйства.  В 1969 году в составе Упрдора

(как коротко стали называть дорожники свое Управление) была образована  Служба организации движения (СОД). Она выполняла функции сокращения интенсивности движения грузового транспорта путем  попутной загрузки  порожних  автомобилей, а также организации безопасности  дорожного  движения и снижения аварийности совместно с органами ГАИ. С  помощью СОД  были  построены станции технического обслуживания в городе   Мценске Орловской области и в поселке Малахово  Тульской области, здания  автовокзалов в городах Плавске и Фатеже. СОД впервые в  России внедрила горизонтальную разметку дороги,  установила дополнительно пять с половиной тысяч дорожных знаков и информационных панно. Основным препятствием для интенсивного движения по магистралям являлись города и большие поселки,  через которые проходила дорога. В них резко снижалась скорость движения, росла аварийность,  нарушалась экология городов. Выход из положения – строительство объездных дорог. Так, в период 1961–1968 годов построены и введены в эксплуатацию обходы городов Подольска, Серпухова, Курска, а  до 1984 года еще построены объездные Тулы, Щекино, Мценска, Орла, Белгорода. Работа эта не прекращалась и позже – Кромы, Обоянь, Фатеж.  В  1972 году в Орле прошло  Всесоюзное совещание по безопасности движения с представителями отраслевых министерств от всех республик СССР. Положительный опыт по организации безопасного   дорожного  движения  Упрдора Москва-Харьков  был взят на вооружение ГУ ГАИ СССР, к которому перешли функции  организации движения. 

                                                                                                                                             

В  1972 году началось строительство скоростной магистрали МКАД - Серпухов-Тула, а в 1976-м -  обход Обояни Курской области. Несмотря на увеличение государственных ассигнований и  пополнение  дорожно-строительной техники, структура содержания дорог безнадежно устаревала.  В связи с этим все ДЭУ были  преобразованы в  ДРСУ (дорожные ремонтно-строительные управления) и МРЭУ (мостовые ремонтно-эксплуатационные управления). Отныне на них возлагалось не только содержание дорог, но и строительство дополнительных  полос на спусках и подъемах, расширение проезжей части до трех-четырех полос, а на МРЭУ – планово-предупредительный ремонт мостов и других сооружений. Укреплялась материальная база Управления: построены семь асфальтобетонных заводов, технологическая линия по переработке в щебень доменных шлаков в г. Енакиево мощностью 400 тысяч кубометров щебня в год, введены  дополнительные мощности по производству гранитного щебня  в поселке  Несветай Полтавской области. Эти меры позволили подготовить автодорогу к Олимпиаде-80, так как именно по ней проходила эстафета  олимпийского огня. В 1981 году для обеспечения безопасности дорожного движения, а также своевременной помощи пострадавшим при ДТП на сети подведомственных Управлению автодорог была введена в эксплуатацию технологическая связь, соединяющая усилия транспортников,   Госавтоинспекции, медицинских и дорожных работников, что позволяло своевременно реагировать на дорожную обстановку. 

 Для своевременного  обеспечения ремонтных работ создано  УПТК (управление производственно-технической комплектации), в котором организовано пять  железнодорожных «вертушек» для доставки гранитного и шлакового щебня из Украины. Для обеспечения  всех производственных  предприятий проектной документацией создано ПСБ – проектно-сметное бюро. К перестроечному периоду Упрдор подошел с хорошими показателями и выполнял все возложенные на  него обязательства. Развал СССР подорвал экономику страны: рвались налаженные связи, прекращалось финансирование, рушились целые отрасли, создавались новые границы. А дорога должна была исполнять свои непосредственные функции. Правовой основой для создания нового механизма финансирования  дорожного строительства стал принятый в 1991 году Закон «О дорожных фондах». Финансирование   автодорог федеральной собственности,  к которым относится Москва-Харьков, осуществлялось  Федеральным дорожным фондом Российской Федерации. Кроме того, в 1994 году произошли  преобразования  в   структуре всего автодорожного управления.  Государственное предприятие  «Управление автодороги Москва-Харьков» было реорганизовано: на базе аппарата управления создана  Дирекция автодороги Москва-Харьков,  а вместо структурных подразделений  ДРСУ  образованы   государственные унитарные предприятия. Была  принята  президентская программа «Дороги России» на  1995–2000 годы, составной частью которой явилась подпрограмма «Модернизация автомобильной дороги  Москва-Харьков». Она предусматривала доведение магистрали до международных стандартов:  13-метровой проезжей части, перестройки сооружений и самого полотна под растущие нагрузки и современные требования. В 1999 году дирекцию переименовали  в Государственное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков». Была также  проведена реорганизация двенадцати ДРСУ в  девять ФГУ ДЭП. Большую роль в реализации программы  сыграли дорожные войска. С их помощью реконструировали северный подход к Туле, обход Тулы и  Щекино, построили производственные базы в Щекино, Выползово, Кромах и  Дерюгино.    С 2004 года начался планомерный ремонт участка дороги, проходящей по Курской области.

В  эти тяжелые переломные годы начальником ГУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков»  был назначен Сергей Любомирович Недялков. Окончив Ростовский инженерно-строительный  институт, молодой  специалист был распределен в Управление строительства № 1 Министерства  автодорог РФ, строительные объекты которого на- ходились на трассах «Дон» и Москва- Харьков.  Успешно поработав мастером строительного участка № 1, главным инженером  ДРСУ № 2, а затем начальником ДРСУ № 10, приобретая трудовой опыт и уважение коллег, Сергей Любомирович был назначен начальником Управления дороги Москва-Харьков. Это произошло в 1999 году, когда страна переживала спад после катастрофического дефолта. Новому начальнику пришлось справляться с массой проблем, одна из которых – недооценка властью значения для России кратчайшей дороги на юг. Постоянное сокращение государственных ассигнований  привело к   накопившимся  недоремонтам  на «основном  ходу». Радиальные  дороги пришли в крайне неудовлетворительное состояние.  Чтобы как-то изыскивать средства на нужды федеральных автодорог, Росавтодор утвердил регламент и временный порядок погашения задолженностей предприятий в  Дорожный фонд. В  Упрдоре этим  стал заниматься специально созданный отдел ресурсов.  В конце 90-х – начале  2000-х годов дорога Москва-Харьков работала на пределе своих возможностей, а Управление – в  режиме  жесточайшей экономии. Под руководством С.Л. Недялкова  Упрдор сохранил ценные  кадры, связи  с  подрядчиками, вместе с которыми умудрялся производить остро необходимые работы. В целях  обеспечения безопасности движения (интенсивность его резко возросла) была проведена реконструкция отдельных участков дороги, построены дополнительные полосы на подъемах. Производилось  это за счет средств, отпущенных на капитальный ремонт. В 2002–2003 годах наметился рост объемов ремонта дорог и мостов, а с 2005-го началось постепенное  увеличение финансирования и сокращение недоремонта.   Появился рынок подрядных и мостовых организаций, которым в долгосрочную  аренду была передана новая техника. Стали осваиваться новые  технологии и материалы.  Все эти меры привели к повышению качества ремонта и строительства,  продлению сроков службы дорожного покрытия,  мостовых и других сооружений.

В  2008 году автодорога Москва- Харьков отпраздновала 150-летие, а Упрдор – 70 лет своей деятельности.  Коллективы Управления и всех партнерских организаций, расположенных на пути следования, принимали заслуженные поздравления и  награды. Управление было награждено Почетным  дипломом  Министерства транспорта РФ. В 2010 году оно заняло первое место среди организаций,  подведомственных  Федеральному дорожному агентству, получив хрустальный вымпел «Лучшее учреждение  по организации работы с персоналом», и третье место среди учреждений Росавтодора в конкурсе за звание «Лучшая юридическая  служба». 

В 2011 году Управление получило следующее, уже 11-е по счету, наименование: Федеральное казенное   учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства». Тогда же значительно обновился и омолодился его коллектив. Пополнение органично  влилось в работу, восприняло дух и традиции Упрдора, продолжив обустройство  магистрали.  В 2012 году Управлением на 100% выполнены задания Росавтодора по строительству, содержанию, реконструкции, ремонту и капитальному ремонту дороги и искусственных  сооружений магистрали Москва-Харьков.  В частности, был реконструирован путепровод на 261-м км;  мост через реку Кунач;  пост на 120-м км,  оборудованный весами динамического взвешивания, предотвращающий  факты  перегруза; построены пять  надземных пешеходных  переходов в Тульской, Курской, Белгородской и Орловской областях.  В рамках федеральной  программы по освещению дорог в населенных пунктах и на транспортных развязках, осветили более  150 км магистрали. Проверки, прошедшие в течение 2012 года, подтвердили обеспечение заданного  уровня содержания автодорог на 89,6% от всей протяженности, что соответствует нормативному  значению.

В  2013 году отмечались следующие даты: 155 лет дороге и 75 лет – Управлению. Началось строительство объездной дороги вокруг г. Фатежа в Курской области, реконструированы мосты через реки Песочня и Фатеж, отремонтирован путепровод через железную дорогу на трассе Калуга-Тула-Михайлов-Рязань.

     


                                          

За десятилетие с 2010 по 2021  гг. ФКУ Упрдор Москва-Харьков  было введено в эксплуатацию 2763 километра  дорог, из них порядка  тысячи километров  капитально  отремонтированы, на остальных проведен ремонт. На нескольких объектах  выполнены сложные работы.

С двухгодичным опережением в 2014 году построен одиннадцатикилометровый  обход г. Фатеж на участке с 475 км по 484 км автодороги  М-2 «Крым» в Курской области.

В 2016 году  произошло еще одно знаковое событие – в Тульской области введен в эксплуатацию  обход населенного пункта Крюковка  на автодороге Р-92 Калуга-Перемышль-Белев-Орел.

В 2019 году завершена реконструкция автомобильной дороги Р-298 «Курск-Воронеж-автомобильная дорога «Каспий» (н.п. Листопадовка - н.п. Новомакарово) в Воронежской области.

 Строительство объездных дорог было продиктовано временем. Решилась очень важная социальная задача с выводом транзитного трафика из города и населенных пунктов, обеспечивалась безопасность жителей, снижалась транспортная нагрузка на региональные дороги, сокращалось время в пути для автомобилистов.

Кроме того, за десятилетие (с 2010 по 2021 гг.) выполнен капремонт на 31 искусственном сооружении. Многие объекты являлись ключевыми для миллионов пользователей автодорог. Так, в рамках программы реконструкции  ремонтонепригодных мостов  в Тульской, Орловской, Курской областях получили «вторую жизнь» значимые мостовые переходы  через реки Упа, Песочня, Плава, Неполодь, Фатеж, Обоянка, Бычки, Любаж, а также путепровод через железную дорогу на 261 км трассы М-2 «Крым».  Когда-то старые и аварийные, они превратились в современные, надежные сооружения, способные справиться с нормативными нагрузками и обеспечить необходимую пропускную способность.

Одной из приоритетных задач в деятельности ФКУ Упрдор Москва-Харьков является обеспечение безопасного проезда для миллионов пользователей. Реализация комплекса мер, направленных на снижение уровня аварийности, проводится каждый год и дает положительные результаты.  С 2012 по 2020 гг.  построены сотни километров линий электроосвещения, на особенно оживленных участках автодорог, проходящих через населенные пункты  с высокой интенсивностью как автомобильного, так и пешеходного движения,  возведено одиннадцать надземных пешеходных переходов. Сооружения оборудованы  пандусами и подъемными платформами для передвижения лиц с ограниченными физическими способностями.

В последние годы ФКУ Упрдор Москва-Харьков реализует проекты капремонтов с  расширением проезжей части самых оживленных участков федеральных трасс и разделением транспортных потоков на них барьерным ограждением.

В период с 2017 по 2018 годы выполнен капремонт подъездной автодороги А-134 к г. Воронежу. Количество полос движения увеличилось с двух до трех в каждом направлении, значительно сократилось расстояние и время в пути,  повысилась транспортная доступность столицы Черноземья – Воронежа, дан новый импульс  развитию экономики и жизни региона в целом.

В 2020 году в Горшеченском районе Курской области в рамках капремонта четырехполосным стал 11-километровый  отрезок  трассы Р-298  Курск-Воронеж. В этом же году  увеличилась проезжая часть скоростного участка автомагистрали М-2 «Крым» со 131 км  по 156 км -  сейчас он единственный в Тульской области с шестью полосами движения (по три в каждом направлении).

В 77-ую годовщину Прохоровского танкового сражения, в 2020 году, состоялось торжественное открытие после капитального ремонта подъездной дороги  от М-2 «Крым» к музею-заповеднику «Прохоровское поле». С  четырьмя полосами движения,  современная, удобная, безопасная она является визитной карточкой Белгородской области, обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки во внутриобластном и межрегиональном сообщении, а также входит в известный  туристический  маршрут и  остается единственным подъездом к музею-заповеднику  от трассы М-2 «Крым».

В сентябре  2021 года открыто движение на обходе Курска, который был построен в период с 1961 по 1968 гг. по нормативам II технической категории. Обход Курска входит в состав автомагистрали М-2 «Крым» - важнейшей транспортной артерии, являющейся частью европейского маршрута и соединяющей Москву с крупными городами Центральной России. После капремонта четырехполосный  участок  с разделительным барьерным ограждением обеспечил максимальную пропускную способность, которая  возросла  в два раза -  до 42 тыс. автомобилей в сутки.

В 2022 году количество полос движения увеличилось  на 66 километрах автодорог, транспортные потоки  разделены барьерным ограждением.

Введено в  эксплуатацию 8 км трассы  М-2 «Крым» в Ленинском районе Тульской области (км 162-км 170). Здесь устроены четыре полосы движения,  ширина проезжей части составила 14 м, для исключения аварийно-опасных левых поворотов  построены две разворотные петли.

Масштабные работы на нескольких участках трасс  М-2 «Крым» и Р-298 Курск-Воронеж  прошли и в Курской области. 

До четырех полос расширен участок М-2 «Крым» км 598-км 603 от обхода Обояни до границы с Белгородской областью и Р-298 Курск-Воронеж км 9-км 22.

Четыре полосы движения появились  на  участке  км 638-км 652 М-2 «Крым», в Яковлевском районе Белгородской области. Для исключения левых поворотов на съездах  построены четыре полукольцевые  развязки.

На участке км 455-км 465 автодороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 "Дон" – Тамбов -Волгоград-Астрахань, подъезд к г. Саратов, расположенном на территории Борисоглебского городского округа Воронежской области,   также завершился капитальный ремонт, в рамках которого проезжая часть получила две дополнительные полосы движения.

Своеобразной визитной карточкой Липецкой области является подъездная дорога А-133  от трассы М-4»Дон» к областному центру. В середине 50-х годов прошлого века был простроен участок Хлевное-Липецк, а в конце 1990-х годов ввели в эксплуатацию обход села Боринское. В связи с интенсивным развитием региона, открытием особой экономической зоны «Липецк», возросла транспортная нагрузка на дорожную сеть, прежде всего, федеральную. Поэтому было принято решение о проведении капремонта наиболее загруженного отрезка трассы А-133  км 34 – км 49. Капремонт также завершился в 2022 году, участок стал четырехполосным.

В 2022 году дополнительные полосы движения появились сразу  на нескольких  искусственных сооружениях на трассе М-2 «Крым». В Тульской  области четырехполосным  стали мост через реку Нюховка, а также два путепровода в Белгородской и Курской областях  на 677  км и 535 км. В Липецкой области завершен капремонт моста через суходол на 48-ом км автодороги А-133.

Работа, направленная на увеличение количества полос, не останавливается и сейчас,  активно набирая обороты.  В перспективе до 2026 года в четырехполосное исполнение  будут переведены более  85  км федеральных трасс в  пяти регионах ЦФО.

Проводится работа по передаче региональных дорог в федеральную собственность, разрабатываются планы по улучшению их транспортно-эксплуатационного состояния. Всего с 2020 года на баланс учреждения  принято более 508 километров дорог в Белгородской, Курской  и Воронежской областях.

Один из масштабных проектов, который  дорожники готовы воплотить в жизнь в ближайшие несколько лет – строительство обхода Орла, его с нетерпением ждут и грузоперевозчики, и местные жители. В настоящее время в стадии разработки находится проект, сами работы планируется реализовать до 2028 года. Предполагается, что новая дорога соединит две федеральные трассы М-2 «Крым» и Р-120 Орел-Брянск-Смоленск. Для региона проект действительно масштабный и значимый. За черты города выведется значительная часть транзитного транспорта,  это позволит разгрузить  Карачевскую улицу и переулок Маслозаводской. В свою, очередь, улучшится экологическая обстановка, будут ликвидированы «узкие места», сократятся транспортные издержки и время в пути, повысится инвестиционная привлекательность Орловской области.

Сегодня федеральное казенное учреждение «Управление магистрали Москва-Харьков» – организация современного типа, использующая богатый опыт, накопленные знания и  новые технологии управления дорожным хозяйством. На балансе учреждения находится 2493,078 км федеральных автодорог, расположенных на территории Тульской, Орловской, Курской, Белгородской, Воронежской и Липецкой областей.

— Размещено 13 мая 2020, 11:04 (МСК), отредактировано 03 сентября 2024, 11:44 (МСК)